ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ 17 мая

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории, после него видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. Этому событию посвящен одноименный двунадесятый Господский праздник. Будучи хронологически связанным с Пасхой, Вознесение относится к числу переходящих, или подвижных, праздников, не имеющих фиксированной даты. Оно всегда приходится на сороковой день по Воскресении Христовом, то есть на четверг шестой недели по Пасхе. В 2018 году отмечается 17 мая.
Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки и Деяниях святых апостолов. Согласно этим повествованиям, после Своего воскресения из мертвых, Спаситель неоднократно являлся ученикам, укрепляя в них веру, открывая тайны Царства Божия и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа. Наконец, по прошестви сорока дней, Иисус Христос повелел ученикам не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца, а после вывел их из города в маленькое селение Вифанию на гору Елеон. Подняв руки, Господь преподал апостолам Свое благословение и стал отдаляться от них и возноситься на небо.

В Деяниях святых апостолов уточняется, что во время Вознесения Спаситель был сокрыт облаком, после чего изумленным взорам учеников явились «два мужа в белой одежде» — они возвестили грядущее Второе пришествие Христа: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:9-11). Ученики, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим, где через несколько дней на них сошел Святой Дух. Церковное Предание свидетельствует о присутствии Богородицы при Вознесении Господнем, что нашло свое отражение в иконографии праздника – в центре композиции традиционно изображается
Пресвятая Дева.
После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем в Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви, особенно же в таинстве Евхаристии. Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к евреямл апостола Павла. Искупление завершилось после того, как распятый и воскресший Христос, вознесшись, восшел со Своей кровию в небесное святилище: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие».
В чем же духовный смысл Вознесения Господня? Во-первых, Своим Вознесением, по учению Церкви, Христос как бы проложил дорогу всем идущим за Ним и всем верующим в Него. Вот как пишет об этом святитель Димитрий Ростовский: «Вознесся Господь от нас на небо для того, чтобы устроить нам путь на Небо и быть нашим путеводителем в горние страны… Прежде никто не мог взойти на небо, хотя бы он был и праведным, и святым. Угоден Богу был Ной.
Праведны были Авраам, Исаак, Иаков… Однако никто из них до Христа не мог взойти на небо и никто даже не слышал, есть ли, будет ли для людей путь к небесам. Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам. По нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцев и пророков. Им взошли апостолы, святители, мученики и исповедники. Им и ныне восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым. Для всех ныне известен путь к небесам, о котором прежде и не слышно было, только, о люди, не ленитесь восходить им».
Во-вторых, важнейшим следствием Вознесения Господня стало то, что с отмеченного момента человеческая природа получила прославление, полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Прославленная и обоженная плоть Иисуса Христа оказалась вознесена на Небо, сделавшись причастной славе и величию Сына Божия. Христос пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю таким же образом, каким взошел на небо, но уже «с силою и славою великою» (Мф. 24:30; Лк. 21:27).

Вознесение Господне имеет непреходящую роль и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как говорит блаженный Августин, «Воскресение Господа есть наша надежда. Его вознесение есть наше прославление. Земное тело взято на небеса, кости, недавно заключенные в тесном гробе, вознесены сонмом ангелов. Смертная природа пересаждена в недра бессмертия. Итак, Господь и Спаситель наш Иисус Христос прежде висел на Кресте, а ныне восседит одесную Отца. Когда был на Кресте, дал за нас цену Искупления; когда вознесся – привлек к Себе то, что искупил». Кроме того, это событие напрямую связано с обещанным Иисусом ниспосланием на апостолов Святого Духа, которое и осуществилось спустя десять дней после Вознесения – в праздник Пятидесятницы; такое ниспослание Духа имело своим таинственным условием Восшествие Христа на Небо, к Отцу. Если бы Господь не вознесся, Дух не был бы послан к верующим в Спасителя.
Говоря об истории возникновения этого праздника, стоит отметить, что до IV века воспоминание событий Вознесения и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, наступающий после Пасхи, а не как отдельный праздничный день. Однако уже во второй половине IV века Вознесение Господне выделилось в отдельное от Пятидесятницы торжество именно на сороковой день после Пасхи. Об этом свидетельствуют, например, проповеди святителей Григорий Нисского и Иоанна Златоуста. Праздник Вознесения быстро получил повсеместное распространение и вошел в число важнейших событий годичного богослужебного круга.
Богослужение праздника представляет собой торжественное всенощное бдение с литией, чтением ветхозаветных паремий и полиелеем. В день Вознесения утром совершается Божественная литургия. Священнические облачения в Вознесение Господне – белые.

Прот. Всеволод Шпиллер. Слово в день Вознесения Господня.
Господь Иисус Христос ещё на Тайной Вечере говорил ученикам, что Он идёт ко Отцу приготовить им место. «И лучше если Я пойду, потому что если не пойду, то не пошлю Утешителя вам. А пойду – придёт к вам Утешитель — Дух Святый.» Эти слова относились не только к той ближайшей разлуке, которая ожидала учеников в крестной смерти на Голгофе Господа Иисуса Христа, они относились также и к Вознесению — последней разлуке. Эти слова не могли быть поняты учениками тогда, они их и не приняли. Но вот пришла смерть, пришло Воскресение… Наконец — 40 дней, в течение которых Господь Иисус Христос оставался на земле в этом мире и подготавливал учеников своих. В этом таинственном сорокодневии были ещё откровения Божии, раскрывавшие тайны домостроительства нашего спасения. И ученики шли к Елеонской горе, уже гораздо больше зная и понимая, в чём состоит домостроительство спасения человеческого рода. Они знали, что Господь, Сын Божий, воплотился для того, чтобы земное соединить с небесным. Они уже понимали и знали, что Царство Божье не от мира сего, что всё, о чём говорил им Спаситель, всё, что Он обещал, всё относится совсем к другому миру — духовному, Божьему, к жизни в Боге, а не к здешней. И поэтому ученики уже не спрашивали Его у Елеонской горы: «Зачем Ты от нас уходишь, почему не остаёшься здесь, на земле, вэтом мире, которому же Ты обещал Царство Небесное?»
Такие вопросы возникают у людей и сейчас: «А почему Он ушёл из этого мира? Но они возникают у людей недостаточно глубокой веры. Им обязательно нужно опереться здесь на какую-то силу. Если бы остался Христос здесь на земле, тогда эта сила, свидетельствующая о себе (и не только о себе!) была бы здесь. И авторитет… Божья сила была бы здесь рядом, в этом царстве владычествовал бы Царь, не было бы зла, всё было бы хорошо… Но Царство Христа — Царство не от мира сего. И вот они прощаются с Ним на Елеонской горе — Христос возносится.
Что значит Вознесение Христа, братья и сёстры? Возносится, уходит из этого мира в плоти, в теле человеческом, уносит его туда. А куда? — В Божий мир! Вознесение есть прежде всего прославление человеческого естества, человеческой природы. Вознесение это — сила Рождества Христова, свидетельствующая о нерасторжимости земного с небесным. Именно для того, чтобы соединить небесное с земным, земное с небесным, для этого и пришёл Христос, для этого Сын Божий и родился, принял нашу человеческую природу, человеческое естество. Вознесение — это сила Воскресения Христова. Почему? Потому, что воскресший Христос должен был обрести силу, власть вознести воскрешённую Им плоть в другой, Божественный мир. Это — сила Вознесения… Вознесение Христово есть, повторяю, прославление человеческого естества. И какое прославление — оно возносится и садится одесную Отца! В недрах Пресвятой Троицы — человеческое естество, человеческая природа, человеческая плоть Воскресшего и Вознесшегося! Господь говорил: «Славу, которую Ты дал Мне, Отче, дал Я им — ученикам, последователям своим. Я хочу чтобы они были там, где — Я!» А Он — одесную Самого Бога Отца! И там с Ним человеческая природа, плотское естество.
Вот почему, когда апостол Павел был в Афинах и держал речь в Ареопаге, как вам известно, он говорил о том, что Христос есть Бог, а мы, люди — род Его, Божественный род. «Вот Кого я проповедую перед вами.» Мы потому — Его род, что даже тело человеческое, природа — там, у Бога, вознесённая Господом Иисусом Христом. Вот что ученики узнали и поняли, и вот почему возвращались они с радостью, хотя и разлучившись со Христом. Окончательно? Совсем? Нет, потому что они слышали и другие слова — слова другого обетования Христа: «Не оставлю вас сиры!»
Непреходящее значение Вознесения Христа в домостроительстве нашего спасения и прославления именно в этом и заключается. Вознесение пролагает путь сюда, в этот мир третьей ипостаси Пресвятой Троицы — Духу Святому. Почему? Почему сказано, что «если не пойду, то не придёт Дух Святый? А если пойду — придёт к вам Утешитель?» Какая связь между одним и другим? Это — тайна! Притом, тайна внутрибожественной жизни. Перед этой тайной изумевает и останавливается ум человеческий, не будучи в состоянии её постичь, войти в неё. Изумевает… И пусть изумевает! Мы с вами слишком привыкли всё,
все тайны бытия нести на суд своего ума, который, мол, может всё постичь, всё рассудить и поставить всё на место…
Но что такое этот ум человеческий? Он даёт очень много для устроения нашей жизни здесь, на земле. Но должны быть — и они есть — тайны другие. И перед ними ум изумевает. И пусть изумевает! Не на суд ума мы будем притягивать факты и истины богооткровения, а наоборот: на суд тому, чему учит нас откровение и о чём говорят нам факты, изложенные в Священном Писании. Вот на их суд мы будем привлекать свой разум, ум свой, а не наоборот!
Поэтому пусть наш ум не смущается, не изумевает перед этой тайной зависимости ухода из мира Христа в Вознесении и ниспосланием сюда Духа Святого, тем более что мы знаем, что Дух Святый был ниспослан ученикам, и вошёл в этот мир. И вошёл Он как раз для того, чтобы земное сделать небесным, небесное — земным, чтобы освящать и одухотворять эту здешнюю жизнь. И мы знаем, как Он действует в этом мире, как одухотворяет нашу жизнь, и как её освящает, и как действительно земное превращается в небесное.
Когда человек смотрит в небо, то душа его расширяется, мысли его направляются горе — наверх, и он видит духовными своими очами что-то, что не может увидеть простыми глазами. И он знает, этой душе открыто, что есть ещё другое небо, кроме того физического, которое над нами распростирается. За ним есть («за» — «мета» по-гречески), за этим физическим небом есть ещё другое — метафизическое небо, та другая, духовная действительность, Божественный мир, куда и ушёл Христос.
И мы с вами сейчас, стоя и взирая на небо у горы Елеонской, можем увидеть след в этом небе, оставленный Вознесением Господа Иисуса Христа. И мы знаем, что Он ушёл туда, но оттуда идёт Дух Святый! А придёт и Сам Христос во славе — И это обетование нам известно… След от Вознесения, от уходящего туда Христа и говорит нам о том, что Он опять придёт сюда. И первоначальная Церковь Христова — первые христиане — имели молитву и молились ею постоянно: «Господи Иисусе, гряди к нам!» И этой же самой молитвой пусть каждый из нас сумеет научиться молиться Христу, ожидая с надеждой, чая Его пришествия, живя здесь в одухотворении силою Духа Святаго, превращающего всё земное в небесное, и нас самих — в настоящий род Божий, о котором говорил апостол Павел.
«Ей гряди, Господи Иисусе!» Аминь.

Песнопения Праздника

Тропарь Вознесения, глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак Вознесения,глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Контакты:

    Священник Илья Пиэсис
    +7 929 546 83 90
    Заказать экскурсию,
    посетить храм
    +7 977 365 87 69
    +7 916 957 13 23