Рождественский пост

1

Рождественский пост в 2018-2019 году: 28 ноября – 6 января

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с IV в. св. Амвросий Медиодаланский, блаж. Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В V веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. Перед каждым большим или значимым праздником был пост недельный или несколько дней, как подготовка к встречи праздника. На соборе 1166 г. бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова 40 дней. Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов не определены правилом, понуждаемся последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься от 15 нояб.». Вначале 40 дней постились перед Рождеством, Крещением Господним и Пасхой те, кто готовился принять Таинство Крещения, т. к. Таинство Крещения совершалось 3 раза в году перед упоминаемыми праздниками. Затем христиане решили поститься вместе с оглашаемыми ко Крещению, чтобы подготовиться к встрече праздника Рождества.

Рожд. пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 — нов. стилю) нояб. и продолжается до 25 дек. (7 янв.), длится 40 дней, так же, как и Великий пост. Т. к. заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа, то этот пост называют Филипповым.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: “Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца” (desembri). Там же сказано: “День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру”.

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [т. е. еды], как от неприличных посту. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию дней». Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост строгие. Кроме того, в пн., ср. и пт. Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вт., чт., сб и вс — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в сб. и вс. дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вт. или чт. Если же праздники приходятся на ср. или пт, то разрешение поста положено только на вино и елей.

20 — 25 декабря (ст. стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в сб. и вс. рыба не благословляется. На эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Гастрономическая составляющая поста не цель, а лишь средство для правильной духовной жизни, основанной на молитве и таинствах Покаяния и Причащения. Пост без молитвы – это просто диета.

Правила питания в пост, которые указаны в календарях, относятся к монастырскому Уставу – это идеальная норма. Миряне могут получить послабление у священника в зависимости от конкретных условий жизни и здоровья.

Так в чём же смысл поста?

191549.pСамо определение «поста» приводит нас к ограничению к пище. Это первая мысль, которая ассоциируется у нас с этим словом. Свт. Игнатий Брянчанинов напоминает, «что обилие пищи разгорячает кровь человека» и делает его неспособным к молитвенному устремлению. Обилие пищи и качество «скоромной»- непостной пищи приводит человека к довольности, весёлости, к мирскому успокоению и комфорту, уводит и отвлекает мысли человека от молитвенного размышления. Простыми словами: пообедал и уже счастлив.

Постная же пища держит состояние человека в некоторой скорби, напоминая душе, что сейчас  время особенное — время поста. Не зря же человек начал поститься. Это состояние даёт возможность человеку приступить к молитве, наводит на размышления о цели поста (см. ниже).

Постясь телесно, человек помогает своей душе прийти в состояние поста. Таким образом постится полностью весь человек, и телесно, и душевно.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается мнением собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».

Пост — особое время познания собственной немощи и преодоления собственного «я». Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того, чтобы человек мог научить себя исправлению от греха в это особое время в повседневной жизни: обстановка поста собирает нас. Мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями – эти осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь. Следующий пост приносит уже новое понимание. Поэтому и говорят Отцы, что посты – это лестница, которая ведёт нас в Небо.

Симеон Новый Богослов пишет: «Если ты не можешь сам исправить свои греховные привычки без труда и пота, то с помощью усердного поста, молитвы, труда в поте лица, стеснением себя от всякого развлечения постарайся исправить себя, чтобы твой духовный труд не был бессмысленным». В этих словах заключён смысл поста, что пост собирает нас и напоминает нам о важности работы над собой.

Часто мы заботимся лишь о посте телесном, очень внимательно подчас вычитывая ингредиенты на упаковках (чтобы не нарушить пост), но забываем о том, что пост духовный намного важнее. Старцы говорили: «Вы хоть мясо постом ешьте, только друг друга не ешьте». То есть при всей важности телесного поста намного важнее так проводить пост, чтобы не изнемогать от голода и усталости (а при этом обычно появляется раздражительность) и из-за этого не «обострять отношения» с ближними. Нужно очень внимательно относиться к своему внутреннему настрою, стараться быть спокойным и доброжелательным со всеми, регулярно молиться. В основе поста добровольное решение каждого человека начать поститься, хотя Церковь предупреждает строго об уставе и обязательности поста. Но если человек будет злиться и раздражаться на то, что он постится, то такой пост будет неугоден Богу.

В основе всякого поста — признание человеком, что он потерял Бога, потерял ближних, да и самого себя потерял, потому что человек узнает себя только в общении. Пост для христианина — путь к встрече с милующим Богом. Но чтобы встреча состоялась, необходим диалог с Ним, поэтому пост неотделим от молитвы. Молитва — не автоматическое вычитывание правил, а обращение к Богу из глубины сердца сокрушенного и смиренного. Если я просто воздерживаюсь от скоромной пищи и читаю молитвенное правило, а думаю о земном, продолжаю потакать страстям, это еще не пост.

Когда человек постится ради Господа (т. е. соблюдает благословенный Церковью пост, а не просто голодает), душа его успокаивается, умиротворяется и, если во время телесного поста человек ведет чистую жизнь, молится, он чувствует рядом с собой Господа и твердо уверен, что Господь есть.

Рождественский пост радостный, он предваряет великий праздник Рождества Христова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Контакты:

    Священник Илья Пиэсис
    +7 929 546 83 90
    Заказать экскурсию,
    посетить храм
    +7 977 365 87 69
    +7 916 957 13 23