5 июня. 6-я неделя по Пасхе, о слепом

59398

В 6-ю неделю по Пасхе Церковь вспомниет Евангельское повествоование о исцелении слепого. Об этом великом чуде повествует, и при том весьма обстоятельно, только один Евангелист Иоанн. Увидев слепого, просившего милостыню, о котором известно было, что он — слепой от рождения, ученики спросили Господа: «Кто согрешил, он или родители его, что родился он слепым?» Иудеии верили, что все важнейшие несчастья случаются с людьми не иначе, как в наказание за их собственные грехи или грехи их родителей, дедов и прадедов. Это верование основывалось на законе Моисеевом, гласившем, что Бог наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (Исх. 20:5), и на учении раввинов, утверждавших, что ребенок может согрешить еще в утробе матери, поскольку с самого зачатия своего он уже имеет ощущения добрые или злые.

Отвечая на вопрос учеников, Господь показывает вместо причины цель, для которой этот человек родился слепым: «Не согрешили ни он, ни родители его», хотя, конечно, как люди, они не безгрешны вообще, «но это для того, чтобы на нем явились дела Божии», то есть, чтобы через его исцеление открылось, что Христос есть «Свет мира», что Он пришел в мир для просвещения человечества, пребывающего в слепоте духовной, образом которой является слепота телесная. «Мне должно делать дела Пославшего Меня, пока день», то есть пока Я еще нахожусь видимым для всех образом на земле, «ибо приходит ночь», то есть время Моего отшествия от мира, когда действие в мире Христа Спасителя, как чудотворца, не будет так очевидно для всех, как теперь.

«Доколе Я в мире, Я свет миру» — хотя Христос всегда и был и будет Светом миру, но видимое Его действие на земле продолжается лишь в течение Его земной жизни, которая уже подходит к своему концу. Много чудес совершал Господь одним словом Своим, и иногда прибегал при этом к особенным предварительным действиям. Так и в этот раз «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения, и помазал брением глаза слепому. И сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам». Можно полагать, что все это нужно было для возбуждения веры в исцеляемом: дать ему понять, что сейчас над ним будет совершено чудо. Силоамская купель была устроена на Силоамском источнике, вытекавшем из-под священной горы Сионской, как места особенного присутствия Божия в Иерусалиме и храме, и потому как бы нарочито был дарован, или послан Богом Своему народу, как особенное благодеяние, почему и считался священным источником, имеющим символическое значение.

Евангелист и поясняет, что «Силоам» значит «посланный». Не хотел ли этим Господь Иисус Христос выразить, что Он есть истинный Посланник Божий, осуществление всех Божественных благословений, прообразом и символом которых был для иудеев Силоамский источник? Омывшись в водах Силоама, слепорожденный прозрел. Это чудо произвело сильное впечатление на соседей и знавших его, так что некоторые даже сомневались, тот ли это слепец, которого они постоянно видели просящим милостыню. Но прозревший подтвердил, что это он, и рассказал, как свершилось чудо. Выслушавшие рассказ бывшего слепца повели его к фарисеям, дабы расследовать все это столь необычайное дело и узнать их мнение, как смотреть на это, ибо чудо было совершено в субботу, когда, по толкованию фарисейского закона о субботнем покое, не следовало даже врачевать болящих. Исцеленный рассказал и фарисеям, что знал сам о своем исцелении.

По поводу этого рассказа между фарисеями произошла распря. Одни, и надо полагать, большинство, говорили: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы». Другие же справедливо рассуждали: «Как может человек грешный творить такие чудеса?» Неверующие в Господа фарисеи обращаются тогда к исцеленному с вопросом, что он сам может сказать о своем Исцелителе. Очевидно, они старались найти в его словах что-либо такое, к чему можно было бы придраться, чтобы отрицать действительность чуда или перетолковать его. Но исцеленный сказал решительно: «Это — пророк». Не найдя поддержки в самом слепом, злобные иудеи вызвали родителей его, чтобы их допросить. Боясь отлучения от синагоги, родители дали уклончивый ответ: они подтвердили, что это их сын, родившийся слепым, но почему он теперь видит — отозвались незнанием, предложив спросить об этом его самого, как уже взрослого и могущего отвечать сам за себя.

Вызвав исцеленного вторично, иудеи стараются ему теперь внушить, что они произвели тщательное расследование об этом Человеке и пришли к несомненному убеждению в том, что «Человек тот грешник». «Воздай славу Богу» это значит: признай Его, со своей стороны, грешником, нарушающим заповедь о субботнем покое — это обычная у тогдашних иудеев формула заклинания — говорить под клятвой истину. На это исцеленный дает исполненный правды и глубокой иронии над фарисеями ответ: «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». Не достигшие во всех этих расследованиях желанной цели фарисеи снова просят его рассказать о своем исцелении, может быть, в надежде найти какую-нибудь новую черту, которая дала бы им возможность осудить Иисуса.

Но исцеленный от этого уже приходит в раздражение: «я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?» Эта смелая насмешка над ними вызвала с их стороны укоризну столь смелому исповеднику истины: «Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Этого же не знаем, откуда Он». Руководители Иудейского народа должны были разузнать, откуда явился Человек, за Которым постоянно ходят толпы народа, но они лгут, говоря, что не знают его. Эта ложь еще больше возмущает бывшего слепого и придает ему смелости в защите истины. «Это удивительно, что вы не знаете, откуда Он», говорит он фарисеям, а должны были бы знать, откуда Человек, сотворивший такое неслыханное чудо: грешники творить таких чудес не могут — ясно поэтому, что это святой Человек, Посланный Богом.

Пораженные такой неумолимой логикой бесхитростного простого человека, фарисеи были не в силах продолжать спор и, укорив его в том, что он «во грехах весь родился», выгнали его вон.

Узнав об этом, Господь, желавший просветить и душевные его очи, нашел его и, открывшись ему, как его Исцелитель, привел его к вере в Себя, как Сына Божия. Все происшедшее дало повод Господу высказать мысль о том, что Его приход в мир, как необходимое следствие, вызвало резкое разделение между людьми на верующих и неверующих: «На суд пришел Я в мир этот, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». «Невидящие» — это смиренные, нищие духом, которые уверовали во Христа; «видящие» это — те, которые считали себя видящими и разумными и поэтому не чувствовали потребности в вере во Христа — мнимые мудрецы, каковыми были фарисеи, отвергшие Христа: Господь называет их «слепыми» потому, что они духовно ослепли, не видя Божественной истины, которую принес Он на землю. На это фарисеи спросили: «Неужели и мы слепы?» Но Господь дал им ответ, которого они не ожидали: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Смысл этих слов таков: если бы вы были теми невидящими, о которых Я говорю, то вы не имели бы греха, ибо ваше неверие было бы простительным грехом неведения и слабости; но так как вы говорите, что видите, считаете себя знатоками и толкователями Божественного Откровения, у вас под рукой закон и пророки, в коих вы можете видеть истину, то ваш грех есть не что иное, как грех упорства и ожесточенного противления Божественной истине, а такой грех непростителен, ибо это грех хулы на Духа Святого (Матф. 12:31-32)

Как нас пугает телесная слепота! Как страшно, когда встречаешь человека, который никогда ничего не видел, которому была закрыта вся красота, вся слава мира, где мы живем. И как страшно бывает тем, кто постепенно теряет зрение.

И вот, наряду с этим, как мы страшно спокойно и безразлично относимся к духовной слепоте и в себе, и в других. Бывает, что человек родился слепым: для него этот мир непрозрачен, он воспринимает в нем только вещество, он не может в нем уловить присутствующего Творца.

И вместо того, чтобы сердца наши содрогнулись ужасом и жалостью, потому что этот человек наш мир не может принять, не видит и отрицает, потому что нас он считает безумными и вредными, мы в свою очередь относимся к нему отрицательно, мы его не приемлем, он нам чужд, он живет в мире вещества, он слеп. Нет у нас к нему жалости.

Из года в год мы молимся здесь, чтобы все те, которые слепы духом, которые не веруют в Бога, которые видят только вещество в этом богатом мире, где пребывает Бог, — чтобы они прозрели. Но можем ли мы сказать, что мы это переживаем с такой же болью и с таким же ужасом, как встречу с человеком, который родился слепым и никогда не видел чувственного этого мира, если даже богат он духом?

И еще бывает, что человек был когда-то зряч, и постепенно гаснут его очи. Это бывает с телесными очами, это бывает тоже с духовными очами: того, что когда-то он видел, он больше не видит, не хватает в нем уверенности в себе самом и в том, что он когда-то познал, чтобы быть верующим, то есть чтобы тогда, когда потухнет очевидность, быть совершенно, непоколебимо уверенным в вещах незримых, в вещах, которых больше он не видит.

Жалеем ли мы такого человека? Какую помощь мы ему даем? Сознаем ли мы, что большего горя не может быть как потерять зрение мира духовного, и что наряду с этим все остальное — ничто? Нет, мы этого не сознаем достаточно, мы судим и осуждаем, мы чуждаемся и отрицаем, человек нам делается не своим.

А вместе с этим, где же ему искать зрения, как не среди тех, которые видят, веры — как не среди тех, которые веруют, пусть хоть слабой, колеблющейся верой? Подумаем об этом. Вокруг нас в нашей собственной среде и широко вокруг бесчисленное количество людей, у которых погасли духовные очи или у которых они никогда не были зрячи. Встретим их с любовью, с жалостью, с молитвой, с состраданием.

Но этого мало: надо нам учиться тому, как нашу веру сделать достойной для них, каким образом приобщить их к тому, что у нас есть. А для этого нужно только одно: чтобы была любовь, но любовь, готовая идти до предела и за предел человеческих сил и возможностей. Будем молиться о том, чтобы Господь и нам, и другим умножил веру, но и чтобы Он нас научил любить так, чтобы другой мог через нас загореться вечной жизнью. Бывает также и то, что мы сами бываем духовно слепы. Не принимаем Христа и Евангелия полностью, до конца, всецело. Не просто маловерны, неверы, а видим и понимаем учение Христово частично. Это зависит от нашего духовного стремления ко Христу: увидеть, услышать, принять Истину Христову, как Она есть, от нашего желания, от нашей веры. Мы ведь часто говорим, что якобы думаем и знаем больше, но на самом деле оказываемся духовно слепы.

Силоам (ивр. Шилоах, посланный) — район Восточного Иерусалима, расположенный к югу от Старого города со стороны Кедрона. Население преимущественно палестинское. Современные дома не только вплотную подступают к кладбищу на Елеонской горе, но и отчасти построены на могилах, а также расположены между древних катакомб и гробниц.

Силоамский источник (бассейн Шилоах) с купальней находится при подошве Сиона и Мориа. Купель, т.е. бассейн, лежит глубоко внизу, как бы в ущелье. Теперь над ним высится минарет мечети, устроенной на развалинах христианского храма во Имя Христа Просветителя.

В период Второго Храма иудеи, приходя в Иерусалим в храм, совершали в омовение в Силоамской купели, а затем поднимались по Великой лестнице к Храму. Из Силоамского источника брали воду в Храм для возлияния на жертвенник из золотого сосуда в последний день праздника Кущей при звуках труб, кимвалов и радостных восклицаниях народа. Это торжество совершалось в память чудесного изведения воды из скалы во время странствования евреев по пустыне (Иоан. VII, 2, 37, 39; Ис. XII, 3). Долгое время здесь были две купальни, разделенные стеной: одна для мужчин, другая для женщин. Сюда приходили очищаться прокаженные после выздоровления.

Бассейн на выходе из туннеля Езекии

Бассейн на выходе из туннеля Езекии

Источник Геон, от которого зависело водоснабжение Иерусалима, находился за пределами городской стены — на восточном склоне холма, на котором был расположен город. Поэтому существовала опасность, что при осаде города жители будут отрезаны от воды. Чтобы предотвратить это, в скале был пробит туннель, который заканчивался вертикальной шахтой. Он находился в пределах города и гарантировал доступ к воде.

Первый канал шел к Кедронской долине. Там он, вероятно, питал царский водоем (Неем. 2:14) вблизи Ворот Источника. Сейчас он засыпан, а в ветхозаветные времена предположительно служил и для орошения царского сада (Неем. 3:15; ср. 4Цар 25:4). Второй канал давал воду пашням и садам на южном склоне. По его боковым ответвлениям вода поступала на террасы склона. Канал заканчивался в черте города, где за двойной стеной вода собиралась в нижнем водоеме Шилоах (Неем. 3:15), т. е. в «старом пруду», как он назван в Книге Пророка Исайи (22:11). Сейчас это пересохший Биркет-эль-Хамра («Красный пруд»).

Ввиду угрозы ассирийской осады (2Пар. 32:3 и след.) Езекия приказал засыпать все источники воды за пределами городской стены. Вместо засыпанных источников царь приказал соорудить туннель Силоам, длиной 512 м, ведущий от Геона к юго-западу части Иерусалима и подающий воду в новый, верхний пруд. (Ин 9:7; 4Цар. 20:20; 2Пар. 32:30).

Во времена Ирода Великого о существовании туннеля было забыто. Иосиф Флавий пишет о Силоаме как об источике. После разрушения римлянами Второго Храма в 70 году от Р.Х. купель скорее всего пришла в запустение и была похоронена под песчаными наносами.

Выше места соединения туннеля с прудом, у подножия холма Офель, при раскопках был найден фундамент квадратного сооружения высотой 10 м. Вероятно, здесь стояла Силоамская башня, при своем падении убившая 18 человек (Лук. 13:4). Так как о ней больше нигде не упоминается, достоверно идентифицировать её невозможно.

Не позднее V века над водоемом была построена византийская церковь Спасителя Просвещающего, с четырех сторон украшенная портиками. Помимо этой церкви, в V веке у водоема существовала еще одна довольно большая базилика, построенная немногим севернее. Обе церкви, разрушенные персами в 614 году, уже никогда не восстали из руин. В 1890-е гг. жители деревни Сильван (Силоам) выстроили на этом месте мечеть.

Тропарь воскресеный, Глас 5:

Собезначальное Слово Отцу и Духови, / от Девы рождшееся на спасение наше, / воспоим, вернии, и поклонимся, / яко благоволи плотию взыти на крест, / и смерть претерпети, / и воскресити умершия // славным воскресением Своим.

Кондак, Глас 4:

Душевными очима ослеплен, / к Тебе, Христе, прихожду, / якоже слепый от рождения, / покаянием зову Ти: //Ты сущих во тьме Свет пресветлый.

Скачать текст богослужения наряду.

Перевод богослужения на русский язык.

Расписание богослужений в нашем храме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Контакты:

    Священник Илья Пиэсис
    +7 929 546 83 90
    Заказать экскурсию,
    посетить храм
    +7 977 365 87 69
    +7 916 957 13 23