7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы

1Благовещение Деве Марии. Лк. 1:26-38

В то время, когда в Иудее праведные Захария и Елисавета ожидали рождения сына, в Назарете произошло великое историческое событие, которое явилось началом нашего спасения.

В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира.

Предание говорит, что Ангел явился в дом праведного Иосифа в то время, когда Дева Мария читала Книгу пророка Исайи и остановила свое внимание на словах: «Се, Дева во чреве пришлет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Это пророчество настолько подействовало на Ее святую душу, что Она пожелала быть хотя бы служанкой у Той Девы, Которая сподобится быть Матерью Господа. В это самое время Пресвятой Деве в сиянии небесного света внезапно предстал Архангел Гавриил и, обращаясь к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».

Мария, увидев Ангела и услышав его приветствие, смутилась от слов его и размышляла: «что бы это было за приветствие?» Тогда Ангел сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Смущенная словами Ангела Пресвятая Дева в недоумении спросила его: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» На Ее недоумение Ангел ответил, что все это совершится силою всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не остается бессильным никакое слово».

Тогда Пресвятая Дева Мария с глубоким смирением ответила Ангелу:

«Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И Архангел Гавриил отошел от Нее. Так вдали от блеска и суеты мира сего, в тиши Назарета совершилось давно ожидаемое великое событие Боговоплощения.

Святая Дева Мария — этот чистейший духовный сосуд, избранный от всего человечества — по слову Архангела приняла от Бога Духа Святого и стала Матерью Богочеловека — Христа, Искупителя мира. Если первая Ева в раю отвергла милость Божию и нарушила Его заповедь и тем самым разрушила союз человека с Богом, то Вторая Ева — Пресвятая Дева Мария от лица всего греховного, но кающегося человечества смиренно ответила на радостную весть Архангела: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Святая Дева от лица всех людей дает согласие на благодатный союз с Богом, который когда-то был прерван первыми людьми. Это смиренное послушание Девы Марии открыло дверь спасения человеческому роду. Совершилась великая тайна. Произошло примирение человека с Богом», и Слово стало Плотию и обитало с нами, полное благодати и истины». Так Бог через Святую Деву стал человеком, чтобы человека сделать богом по благодати.

002_10Благовещение по-гречески — Εὐαγγελισμός — «Евангелиос», а Евангелием называется самая главная книга Нового Завета. И смысл у двух слов один — Благая весть. Божией Матери была дарована свыше Благая весть о том, что Она будет Матерью Сына Божия и Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа. Празднуя этот великий день, мы и вспоминаем Благовещение о Рождении Сына Божия и Сына Человеческого.

Но была и иная Благая весть, которую ангел открыл Деве Марии. И часто наше внимание как-то проходит мимо этой Благой вести, которая по значению своему не меньше той, что в нашем сознании непосредственно связана с воспоминанием о Благовещении. Что же это за Благая весть, равная по силе той, что свидетельствовала о рождении Сына Божиего и Сына Человеческого? «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя. Потому и рождаемое Святое назовется Сыном Божиим, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и Царству Его не будет конца» (см. Лк. 1:31-35). Вот эти поражающие сознание слова «Царству Его не будет конца» и являются второй частью — не по значению, а чисто синтаксически — единого послания Бога роду человеческому, которое мы сегодня так торжественно вспоминаем.

Пресвятая Дева узнала, что Сын Ее будет иметь Царство, у которого нет конца. Это послание, конечно, выпадало из Ее личного опыта — оно выпадает из опыта любого человека, потому что люди не мыслят себе истории, включая свою собственную историю, свою собственную жизнь, без конца. Конец — это то, что непременно должно наступить. Для нас конец — это смерть. Конец для всей вселенной — это грозное, предвозвещенное Богом завершение человеческой истории, открытое нам в Апокалипсисе.

А что же означает «Царство, которому не будет конца»? Когда начинается это Царство? Где это Царство? Совершенно очевидно, что Царство это наступило тогда, когда родился Сын Божий. Он жил в простых человеческих условиях, в доме плотника. До 30 лет о Нем мало кто знал, и Евангелия сохранили так мало эпизодов из Его детской жизни. А затем три года, которые изменили всю духовную атмосферу античного мира и мира ветхозаветного Израиля. Три года, которые произвели духовную и нравственную революцию в истории человечества.

Может быть, эти три года и есть то самое Царство? Но ведь им наступил конец — Спаситель вознесся, и нет Его здесь, на земле. Нет, то Царство — это иное царство, оно не связано напрямую с физическим бытием этого мира. Источником того Царства не является то, что служит источником любого явления в этом мире, будь то явление физическое, политическое, общественное. Здесь чаще всего источником является человек, человеческое общество, человеческие законы, человеческая сила — ведь именно так устрояются человеческие царства, которым всегда приходит конец. Но Царство, о котором архангел Гавриил сказал Пресвятой Богородице, иное. Его источником является Бог, потому что только вечный Бог может создать нечто, что не имеет конца.

А как же опознается это Царство? Где оно? Может быть, оно в будущем, может быть, его еще нет? Оно наступило с пришествием в мир Спасителя. Это есть некий духовный мир, духовная реальность. Ни спереди, ни сзади, ни справа, ни слева — Царство объемлет течение человеческой истории, и сама история развивается в духовном лоне этого Царства. А можно ли как-нибудь его увидеть, прикоснуться к нему? Каждое Евангельское повествование — о воскрешении Лазаря, об исцелении слепорожденнного, о чудесном насыщении нескольких тысяч человек хлебами и т. д. — это и есть соприкосновение с тем Мы питаемся энергией того Царства, и неизвестно, что было бы с миром, с космосом, с родом человеческим, если бы тот мир и этот не имели великой связи, которую мы именуем током Божественной благодати. Энергия того Царства переходит в энергию земной жизни. Именно та самая энергия и воскресила Лазаря. Именно та самая энергия и воспламеняет таланты человеческие. Именно та самая энергия дает людям мужество отстаивать то, что для них дорого, в первую очередь веру, не боясь никаких гонений и никаких глумлений. И мы знаем, что вся история Церкви отмечена множеством примеров мученичества и исповедничества.

Но разве без той, внеземной Божественной силы мог бы слабый человек воскреснуть, или пойти поперек общего течения, или идти на смерть ради веры своей, не боясь никаких самых страшных мучений? То самое великое Благовещение, дарованное Деве Марии, помогает нам понять, что произошло с миром и с человеком в результате того, что Она, Пречистая Дева, родила Сына Божия и Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа. Действительно, мир стал другим. Не тот самый эмпирический мир, в котором мы живем, — полный злобы, клеветы, лжи, насилия. Он так и будет бороться сам с собою, стараясь вовлечь в эту борьбу тех, кто стремится прикоснуться к миру иному, и мы знаем, чем закончится бытие этого мира. Но для того чтобы он не поглотил нас, мы никогда не должны забывать о том, что совсем рядом, не где-то на каком-то физическом расстоянии, а пронизывая и проникая в каждого из нас, существует иной, Божественный мир, о котором получили мы откровение через Благовещение Пресвятой Девы Марии. И пусть это Благовещение, которое тогда так наполнило радостью, уверенностью чистую и святую Деву, и сегодня даст силу и уверенность всем нам, живущим великой надеждой на то, что «Царству Его не будет конца», и что каждый из нас через веру, молитву, открытость навстречу слову Божиему через Таинства Церкви, соприкасается с этим вечным миром Божественной славы. Аминь.

Величание
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою 
вы можете прослушать запись величания в исполнении хора Московского Сретенского монастыря

Тропарь, глас 4:

Днесь спасения нашего главизна / и еже от века таинства явление:/ Сын Божий Сын Девы бывает, / и Гавриил благодать благовествует. / Темже и мы с ним Богородице возопиим: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.

Тропарь, глас 4:

В сей день спасения нашего начало/ и обнаружение предвечной тайны:/ Сын Божий Сыном Девы становится / и Гавриил возвещает о даровании благодати./ Потому и мы с ним Богородице возгласим:/ «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

 

Кондак, глас 8:

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшеся от злых, / благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, / но, яко имущая державу непобедимую, / от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: / радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак, глас 8:

Обороняющей нас Военачальнице/ за избавление от страшных бед/ учреждаем Тебе торжества победы благодарственные/ мы, рабы Твои, Богородица! / Но Ты, как имеющая власть непобедимую, / от всяческих опасностей нас освободи, / да взываем Тебе:/ «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Контакты:

    Священник Илья Пиэсис
    +7 929 546 83 90
    Заказать экскурсию,
    посетить храм
    +7 977 365 87 69
    +7 916 957 13 23