6 июня.Троицкая родительская суббота

 

Троицкая родительская суббота.

По уставу Русской Православной Церкви накануне праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской Родительской Субботы, совершаемой на Мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и так же, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через неделю и называется Апостольским.

В этот день совершается особая служба, «весьма умилительная и трогательная, исключительная по своему содержанию», – как писал святитель Афанасий (Сахаров):

«Наиболее усиливаются заупокойные моления в две так называемые вселенские родительские субботы пред Неделями мясопустной и Пятидесятницы. В эти два дня живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и, сократив до минимума воспоминания о святых угодниках Божиих, в усиленной и умноженной молитве об умерших непрославленных членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, вообще всех прежде почивших, в истинной вере скончавшихся — явить в полной мере свою к ним братскую любовь».

Поминовение усопших накануне дня Святой Троицы ведет свое начало со времен апостольских. Священное Писание повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судию живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братьев и сестер наших, ведь в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас, живущих, так и на уже отошедших ко Господу.

Святитель Афанасий (Сахаров) в своем труде «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» писал:

«У нас нередко на субботы Мясопустную и Пятидесятницы смотрят только как на просто родительские субботы, предназначенные главным образом, если не исключительно, для поминовения наших сродников и друзей. Такое отношение показывает только незнакомство с совершенно исключительным содержанием службы этих двух суббот, непонимание намерения Церкви относительно этих двух нарочитых дней. Святая Церковь, представляя нам очень много случаев к молитве о наших близких, дорогих усопших и к поминовению их по именам, вместе с тем в своих заупокойных песнопениях и молитвах постоянно поучает нас одновременно молить Господа и об упокоении всех преждепочивших православных христиан. Этим она напоминает нам, что кроме любимых наших сродников и друзей у нас есть еще множество братии во Христе, которых мы, и не видавши их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны молиться. Так устанавливает она и старается поддержать такой порядок, при котором молитва о каждом православном христианине будет непрестанно возноситься даже и тогда, когда не останется в живых никого из лично знавших его, когда забудется на земле имя его, — молитва о нем будет непрестанно возноситься до скончания века.

Если бы все православные христиане стали молиться исключительно только о своих сродниках и друзьях, какая была бы им мзда (Мф. 5, 46), какая была бы им благодать?.. И грешники любящих их любят (Лк. 6, 32), и язычницы такожде творят (Мф. 5, 47). А главное, при таком порядке, когда каждый молился бы только о своих, молитва о любимых сродниках наших и друзьях и о нас самих продолжилась бы лишь в течение нескольких лет или десятилетий после кончины, только до тех пор, пока живы и не позабыли еще усопших знавшие и любившие их, — а дальше некому уже было бы поминать их».

К вопросу о самоубийцах.

Стоит отметить опасность соблазна многих прихожан поминать самоубийц в этот день, предполагая, что в Троицкую Родительскую Субботу поминаются абсолютно все усопшие, невзирая на то, как они покинули этот мир. Но это является заблуждением, Православная Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не в праве поминать самоубийц, как самостоятельно прервавших один из величайших Божиих даров – саму жизнь. Самоубийцы не могут обрести достойное упокоение после смерти, и об этом свидетельствуют многие богословы Русской Церкви.

Например, случаи умерших от воды или других стихий и несчастных случаев не стоит также смешивать с неблагочестивой смертью. Многие, услышав на богослужении разные тексты с упоминанием причин смертей и не сложив перевод с церковно-славянского, передают другим то, что услышали сами. Так рождаются мифы, особенно у тех, кто доверяет народным традициям вместо церковных и пересказывают их следующим.

Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь яже попали, верныя, Милостиве, в части учини праведных.

«Самоубийство — тягчайший грех! Совершивший его лишил себя покаяния и всякой надежды спасения. Святая Церковь не совершает о нем никакого поминовения, не удостоивает отпевания и лишает погребения на христианском кладбище», – пишет Святитель Игнатий Брянчанинов.

Краткий разбор текста канона.

На Утрени в каноне есть такие слова:

Отцы и праотцы, деды и прадеды, от первых и даже до последних, во благозаконии умершия и благоверии, вся помяни Спасе наш.

Отцов и праотцев, предков и пращуров, живших в начале и до последних, в соблюдении Закона умерших и правоверии, всех помяни, Спаситель наш.

Т. е. умерших в соблюдении закона Божия, а никак лишивших себя жизни.

Или:

Коегождо память умерших благочестно от века днесь творяще Господи, прилежно Ти вопием:  вся упокой со святыми Твоими.

Память каждого из умерших от века во благочестии в сей день совершая, Господи, усердно Тебе взываем: «Всех упокой со святыми Твоими!»

Умерших во благочестии. Никак нельзя назвать самоубийство благочестивой смертью. И не стоит путать или смешивать другие слова, которые приводятся в каноне.

От печали и радости прешедшия ненадежно,  верою абие пременившия житие, в благоденствии пострадавшия, или злоденствии, вся упокой Спасе наш.

От печали и радости, неожиданно в вере жизнь внезапно оставивших, в дни счастья или несчастья то претерпевших, всех упокой, Спаситель наш.

Яже уби мечь, и конь совосхити, град, снег и туча умноженная: яже удави плинфа, или персть посыпа, Христе Спасе наш упокой.

Тех, кого убил холод, и конь понесшийся, град, снег и ливень безмерный; кого кирпичом задавило или землею засыпало, Христе, Спаситель наш, упокой.

Тех, кого вода покрыла и пожала война, землетрясение застигло и убийцы убили, и огнем попаленных верных  водвори, Милостивый, в уделе праведных.

От четырех конец Господи, приемляй верно усопшия, в мори, или на земли, или в реках, источницех, или езерех, или в ровенницех снедь зверем бывшия, и птицам, и гадом, вся упокой.

От четырех концов земли, Господи, принявший умерших с верою: в море, или на земле, или в реках, источниках, или озерах, или колодцах, зверям, и птицам, и пресмыкающимся ставших пищей, всех упокой.

Напрасно восхищенныя, попаляемыя от молнии, и измерзшия мразом, и всякою раною, упокой Боже, егда огнем вся искусиши.

Внезапно смертью похищенных, сожженных молниями, и дух испустивших от стужи и всякого поражения, упокой, Боже, когда огнем будешь все испытывать.

Неизглаголанными Твоими судьбами, яже убиша чаровная напоения, отравы, костная удавления, со святыми Господи упокой.

Тех, кого неизреченными Твоими судами выпитые ими зелья и яды убили, кто, подавившись костью, скончался, со святыми, Господи, упокой.

Умершим напрасно от случаев, от клича же зельнаго и скораго течения, заушения, удавления же, и лягания, Господи славы, верою усопшим ослаби во веки.

Умерших внезапно от несчастных случаев: от крика громкого и бега быстрого, пощечины, удара кулаком или ногою, в вере усопших, Господи славы, освободи навеки.

Как и когда поминаются записки.

Для поминовения усопших нужно прийти в храм к началу богослужения и подать заупокойную записку, которую сможет прочитать священнослужитель за вечерним богослужением, на проскомидии, на Литургии и на Панихиде после Литургии.

  1. Вечернее богослужении состоит из Вечерни и Утрени и служится накануне, т.е. в пятницу. На Утрени священник и дьякон выходят на середину храма и во время чтения 17-й кафизмы поминают заупокойные записки.
  2. Проскомидия – это предваряющая часть Литургии, которая совершается в алтаре. Во время проскомидии священник извлекает маленькие частички из особых хлебов – просфор, произнося с каждой частичкой имена живых или мертвых из поданных записок. Впоследствии, после Таинства Святого Причащения, эти частички опускаются в Чашу с Кровью Христовой со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».
  3. Поминовение усопших во всеуслышание на Литургии происходит во время ектении об упокоении, которая произносится 2-й после чтения Евангелия.
  4. За панихидой молятся о многих усопших православных христианах, читаются записки, и совершается она после Литургии.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Контакты:

    Священник Илья Пиэсис
    +7 929 546 83 90
    Заказать экскурсию,
    посетить храм
    +7 977 365 87 69
    +7 916 957 13 23