26 апреля Антипасха

uver_foma_bПервое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи — Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Пасхальной Седмицы, празднуется особо, составляя собой продолжение Пасхи.

Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания. На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).

Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

В большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Иоан. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословы наоборот видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и о смерти.

Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).

«Вложу руку мою в ребра Его» — из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим», то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги — полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

Однако эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это — лучший путь веры. По Церковному Преданию, святой апостол

Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями отошел ко Господу.

Мы говорим иногда о человеке: «Он утратил наше доверие». Но обычно, если человек однажды говорит правду, и мы никогда не подозревали этого человека во лжи, то мы доверяем его словам. Правильно!

И вот Писание говорит: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его». Эти слова завершают Евангелие. А значит, Евангелие написано для того, чтобы мы уверовали в Господа, уверовали в слова Евангелия. Евангелие никогда не давало нам повод усомниться в честности слов апостольских, в том, что Господь Своим Духом через святых апостолов засвидетельствовал для всех нас.

И вот мы видим пример апостола Фомы. Какой это пример? Это пример не совсем положительный. Это пример того, как человек может не доверять своим собратьям, собратьям по вере, не доверять своему Господу. Господь многократно говорил о том, что Он воскреснет в

третий день. Но апостол Фома не поверил этим словам или не придал им такого значения, чтобы смысл этих слов запечатлелся в его сердце. И когда другие апостолы сказали ему о том, что видели воскресшего Христа, что же он ответил? «Пока сам не увижу — не уверую», по сути так.

То есть смысл его слов заключался именно в этом — пока не вложу руку свою в язвы от ран, не буду иметь веры, не уверую. Почему так? Потому что все мы разные. Одному человеку достаточно небольшого слова или какого-то небольшого откровения — и вот всё его сердце начинает принадлежать Господу, и он начинает жить ради Господа, и смысл всей его жизни — Господь. А другого Господь вразумляет бесконечное количество раз — и всё без толку, человек всё равно остается слепым и глухим. Но мы с вами принадлежим, в большинстве своем, к типу апостола Фомы. Нам нужно многократное подтверждение того, что наша вера есть Истина. И Господь ведь нам в этом не отказывает.

Если мы внимательно присмотримся к своей жизни, то заметим, что раз за разом, из года в год, хотя мы уже многие ходим в храм немалую часть своей жизни — и всё равно Господь нам вновь и вновь, как малым детям, показывает то, что истина всего христианства находится именно в Церкви. Нет смысла приводить примеры, потому что у каждого в душе есть собственный пример.

Мы не знаем, как Господь воскресил Свое Тело. Это для нас великая тайна. Исследуя Туринскую плащаницу, ученые приходят к выводу, что плащаница запечатлела образ Христа посредством излучения. Но мы не

знаем, что это за излучение. Мы видим Божественное чудо. А что узнавать, как Господь совершил это чудо, какие законы естества Господь нарушил, а какие сохранил для того, чтобы то или иное чудо, то или иное знамение произошло? Это не очень важно; важно то, что мы знаем, что Господь сотворил это чудо для нашей веры. Если бы не Божия милость, если бы не Божии знаки истинности веры, то, к сожалению, мы бы все, в той или иной степени, отошли от Господа. Если не отошли бы полностью, то стали бы сомневаться в истинности Христова учения или даже кто-то стал бы сомневаться в истинности существования Бога — и это возможно. Почему? Потому что мы немощны, а Господь принимает нашу немощь, терпит нашу немощь, однако же говорит апостолу Фоме — «ты увидел и уверовал, но блаженны не видевшие и уверовавшие».

Как можно перевести слово «блаженные»? «Счастливые» — самое подходящее. То есть люди, которые действительно получили то, что необходимо для их существования, для смысла их жизни, это очень близко к слову «счастье», то есть блаженны не видевшие и уверовавшие. Которые через веру стали счастливыми.

Почему? Потому что вера — это, прежде всего доверие. Если мы доверяем только тому, что сами видели, значит, мы не совсем

доверяем Богу. Значит, Он для нас еще не во всей полноте явился в сердце. «Царство Божие внутри вас есть» — говорит нам Писание. Если Господь говорит о Царствии Небесном, что оно растет в нашем сердце, значит, и вера наша должна быть в сердце, и Господь должен быть в сердце нашем. Господь именно о душе нашей, не о сердце физическом, а о сердце души печется.

Ибо что будет с телом — мы все знаем. Тело подвержено болезням, старению, все мы очень скоро умрем. Сколько бы мы лет ни прожили, вот спросить самого старшего — быстро жизнь прошла? Быстро. Жизнь пролетает как мгновение, порой кажется, что вроде еще юность-то только наступила, а уже жизнь подходит к концу, и это очень и очень ощущается. Потом наступает смерть. Смерть всегда тяжела, даже святые отцы, умирая, боялись смерти. Боялись и загробной участи, боялись и самого момента смерти, это тяжело. Но мы знаем, что мы воскреснем, что мы обретем вечную жизнь в Боге, а душа наша — она не умрет никогда.

И вот самое страшное — когда наша душа разлучится от тела, и те страсти, которые нас мучают, те сомнения, которые были в нашей душе, начнут губить нашу душу. Здесь тело нам помогает сохранить христианское достоинство. Тело мы можем прикрыть одеждой. Я вот надел облачение. Почему священники служат в облачении? Для того, чтобы таким образом настроить свою душу. Вот девушки надели

платочки в храм. Для чего? Для того чтобы этим показать смирение, прежде всего, перед Богом. Все оделись скромно, и всегда христианина можно видеть по его одежде. А раз христианина можно видеть по одежде, то значит, эта одежда тоже влияет на душу человека, при этом, чем моложе человек, тем сильнее одежда влияет на его душу.

А вот представьте себе, как душа себя чувствует, когда нет никакой одежды. Не только вот этой одежды, которую мы надеваем, но нет даже и телесной оболочки, душа становится сама по себе нага перед духовным миром и все видят, что представляет собою этот человек.

Вот почему мы не блаженные — потому что наша вера мала, а мы должны стать блаженными, мы должны ими быть.

Задумаемся над тем, как апостол Фома был подготовлен для апостольской проповеди. Вспомним о том, что перед этой проповедью Господь пришел к апостолам: «Иисус же сказал: Мир вам! Как послал меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им — приимите Духа Святаго.»

И вот священники, принимая благодать апостольскую, как пастыри вверенного им прихода, благословляют народ словами «Мир всем» и далее можно подумать о том, для чего это нужно. Для того, чтобы был мир в нашей душе? Это естественно. Да, конечно же. Но и еще, как Господь послал апостолов, как апостолы передали свою благодать

епископам, как епископы посылают священников проповедовать, служить, быть наставниками в храмах — так и каждый христианин должен, прежде всего, своими поступками, своими внешними делами, а затем уже и словом (когда он может сказать, когда Господь его наделил каким-то даром слова) также проповедовать Евангелие.

Чтобы смотрели на нас и говорили — вот какие христиане, вот следуя христианину, можно жить хорошо, можно быть хорошим человеком, можно построить хорошее общество, можно создать хорошее государство. Вот так на нас должны смотреть. А чтобы мы могли это делать, чтобы мы могли таким образом проповедовать своими поступками, мы должны иметь веру и помнить что да, Господь нас спасает, но апостол говорит, что Христос пришел спаситель всем человекам, наипаче же верным.

То есть мы верные, мы ходим в храм, молимся, причащаемся, Господь пришел спасать наши души, но еще Господь пришел спасти весь мир и поэтому мы должны целиком продолжить служение апостольское на том месте, на которое поставлены от Господа. Каждый своим даром или своим примером. И пускай молитвенником и заступником за нас будет апостол Фома, который своими страданиями, своей проповедью, своей верой подтвердил, что Божия благодать коснулась и его сердца, подтвердил, что и он есть апостол Христов, поставленный Господом на это служение. Святый апостоле Фомо, моли Бога о нас!

Тропарь, глас 7

Запечатану гробу, / живот от гроба возсиял еси, Христе Боже, / и дверем заключенным, / учеником предстал еси, / всех воскресение: / дух правый теми обновляя нам, // по велицей Твоей милости.

Кондак, глас 8

Любопытною десницею / жизноподательная Твоя ребра Фома испыта, Христе Боже, / созаключенным бо дверем яко вшел еси, / с прочими апостолы вопияше Тебе: // Господь еси и Бог мой.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради во ад сшедшаго / и с Собою вся // воскресившаго

Скачать Текст Богослужения наряду

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Контакты:

    Священник Илья Пиэсис
    +7 929 546 83 90
    Заказать экскурсию,
    посетить храм
    +7 977 365 87 69
    +7 916 957 13 23