20 апреля Лазарева суббота.

20 апреля 2019. Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря


В Заиорданье Господь получает скорбное известие о болезни Его друга Лазаря, родного брата Марфы и Марии. Господь любил Лазаря, и эта весть повергает Спасителя в глубокую печаль. Вот как повествует об этом евангелист Иоанн: «Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею…Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним. Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати (примерно в трех километрах); и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою…

Мария поспешно встала и вышла… придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней».

(Действительно, в древности евреи, как и некоторые другие племена на Востоке, хоронили своих мертвецов в пещерах. Та самая пещера, в которой был похоронен Лазарь, сохранилась до наших дней, как сохранилась и Вифания.)

«Иисус говорит: отнимите камень (то есть камень, который закрывал вход в пещеру). Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.

Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11: 39–50).

Здесь нужно сделать одно пояснение. Первосвященник — это глава ветхозаветной религиозной иерархии, которая состояла из трех степеней: первосвященника и священников, служивших при Иерусалимском храме, а также прислуживавших им левитов. Первосвященников могло быть несколько, и особенностью еврейского иерархического служения являлось то обстоятельство, что, соблюдая череду, один из первосвященников каждый год входил во власть, а другие в этот период как бы пребывали не у дел, на покое.

В этом евангельском тексте речь идет о Каиафе, который в том году был действующим первосвященником. Лицемерно прикрываясь заботой о благе и безопасности народа, первосвященники и фарисеи измыслили этот по видимости вынужденный, но по сути коварный и смертоносный аргумент: «Если оставим Его так, то… придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11: 48).

И действующий первосвященник Каиафа произносит в кругу врагов и недоброжелателей Иисусовых слова приговора, обрекающего Его на гибель: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11: 50).

Возбуждая в своих слушателях страх перед Римом, Каиафа указывает на опасность того, что религиозное движение, которое произвел в народе Иисус, может навлечь на еврейский народ репрессии со стороны римских легионеров.

Здесь евангелист Иоанн проницательно отмечает лукавство и двоедушие Каиафы, других первосвященников и фарисеев, которые составили заговор с целью убиения Иисуса, но маскируют свою зависть и ненависть к Спасителю, на самом деле опасаясь только одного: «Если оставим Его так, то… все уверуют в Него» (Ин. 11: 48).

Поразительна духовная интуиция Иоанна Богослова, воспринимающего слова Каиафы о смерти Спасителя за народ в контексте грядущей христианской истории, созидания будущей Вселенской Церкви и предстоящего торжества Славы Божией в мире: «Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11: 51–52).

Древний толкователь Евангелия замечает в своем комментарии к этому месту: «Сказал он это со злобным помыслом. Ибо благодать Духа уста его употребила для предсказания о будущем, хотя и не коснулась скверного его сердца. Смотри, какая сила Духа! Она устроила так, что и из лукавого сердца произошли слова, заключающие чудное пророчество. Ибо когда Христос умер, то все уверовавшие из народа избавились от великого и вечного наказания, и Он умер не за иудейский только народ, но чтобы собрать воедино и остальных чад Божиих, то есть язычников».

Евангелист Иоанн продолжает: «С этого дня положили убить Его. Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими» (Ин. 11: 53–54).

Уже говорилось, что некоторые евангельские повествования воспринимаются как свидетельские показания. Это в полной мере относится и к цитировавшемуся выше отрывку. Обратим внимание на точность описания, оставленного евангелистом: два дня Господь остается на том месте, где Его застала печальная весть о болезни Лазаря. Затем Спаситель направляется в Вифанию. Навстречу Ему спешит Марфа, а Мария остается в доме. Далее происходит встреча с Марией. Наконец, следует описание самого мертвеца, который выходит из погребальной пещеры с платом на голове. Все эти детали, равно как и строгое воспроизведение последовательности событий, свидетельствуют о стремлении евангелиста к предельной верности фактам в своем рассказе. Здесь же Иоанн Богослов указывает и на цель воскрешения Лазаря, о которой говорит Иисус, обращаясь к ученикам: «дабы вы уверовали» (Ин. 11: 15).

Ибо остается совсем не много времени до страдания, уничижения, смерти Спасителя. И потому явление силы Божией в чудесном воскрешении Лазаря, подобно Преображению на Фаворе, было призвано помочь ученикам в грядущие страшные дни Страстей Господних сохранить веру, чтобы осознать: восхождение Сына Божия на Голгофу мучений и смерти было добровольным.

Воскрешение Лазаря — один из самых сильных и волнующих моментов Евангельской истории. Казалось бы, что еще требуется, чтобы уверовать в Божественное всемогущество Христа Спасителя, Который вернул к жизни четверодневного покойника! Однако реакция очевидцев чуда поистине удивительна: одни уверовали, как свидетельствует евангелист Иоанн, но другие «пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус» (Ин. 11: 46).

Этот евангельский текст вновь обращает нас к размышлению о том, что же такое вера. Почему один верует, а другой нет? Почему те, кто стоял перед входом в гробовую пещеру Лазаря и видел чудо его воскрешения, разделились в вере и неверии? Сложно ответить на эти вопросы. Вера есть дар Божий, и ниспосылается он всем людям без исключения. Однако одни способны его воспринять, а другие нет, ибо существуют некоторые нравственные условия усвоения человеком веры в Бога. Конечно, было бы ошибкой полагать, что только добродетельные люди имеют особые духовные способности к вере. Уверовать может и великий грешник, если только он не разучился слышать обличающий голос собственной совести, и тогда, подобно мытарю из притчи Господней, он видит свои грехи и раскаивается в них, не ища самооправдания.

Во времена земной жизни Спасителя не все поверили в воскресение Лазаря. Не все верят этому великому чуду и сегодня. Материалистическому сознанию мучительно трудно принять мысль о том, что с нашей физической смертью человеческая личность не становится добычей небытия и тлена, что путь нашей жизни не обрывается сырой могилой, на которой, по словам тургеневского Базарова, вырастет лопух.

Вера во всеобщее воскресение, которой одаряет нас Христос Спаситель, делает поступки каждого достоянием вечности. Неуничтожимо добро, которое мы делаем, равно как никуда не исчезает и сотворенное нами зло.

Принимая веру в бессмертие души, в жизнь за гробом и во всеобщее воскресение, человек принимает и то, что каждое его слово и дело уйдут вместе с ним в вечность. Вера во всеобщее воскресение помогает нам оставаться людьми, сохранять и приумножать лучшие, богоданные качества нашей души, спешить делать добрые дела и искупать злые, преображая и одухотворяя себя и окружающий мир.

1

Вифания (Аль-Азария)

Вифания

Этой маленькой деревушки с трогательным названием Вифания (ивр. Бейт-Ани –дом бедности) сегодня нет ни на одной из карт Израиля и Палестины. Но все христианские паломники прекрасно знают о ее существовании. Она находится посреди арабского поселка Аль-Азария, в самом названии которого слышится отзвук имени Лазаря (ивр. – Элазар, Элиэзер). Здесь Иисус сотворил Свое главное Чудо – воскрешение Лазаря.

2

Вход в гробницу Лазаря

Несколько храмов Вифании, затерянных среди современных построек, имеют богатую историю. Это место было известно еще с византийских времен. В период правления крестоносцев (12 век) здесь стояли церковь и монастырь, стены которого сохранились до наших дней. На его месте в 50-е годы прошлого века была построена католическая церковь – одна из последних работ выдающегося зодчего Антонио Барлуцци. Традиция связывает ее с домом Марфы, Марии и Лазаря, где Иисус останавливался во время Своего пребывания в Иерусалиме.

 

Иконография: иконы, мазаики, фрески…

Воскрешение Лазаря — один из самых ранних изобразительных сюжетов, возникших в христианском искусстве. Обычно формирование той или иной иконографии связано с появлением празднования в церковном календаре. Иконографическая и литургическая традиция в большинстве случаев взаимосвязаны. Однако, образ воскрешения Лазаря является исключением: он возникает, вероятно, несколько ранее появления празднования. Этот сюжет присутствует уже в самых ранних дошедших до нас христианских памятниках: росписях катакобм и рельефах саркофагов.

Содержание фресок катакомб, где хоронили умерших, и рельефов погребальных саркофагов вполне естественно связано с темой воскресения мертвых, победы над смертью. Важно было выразить веру в освобождение от первородного греха и связанных с ним тления и смерти. Некоторые сюжеты указывают конкретно на Воскресение Христово, например, чудесное спасение пророка Ионы (об этом чуде, как о знамении, говорил Сам Господь). Другие же сюжеты являются прообразами не только Воскресения Иисуса Христа, но и указывают на будущее всеобщее воскресение: три отрока в печи, пророк Даниил во львином рву, воскрешение Лазаря.

В раннехристианских памятниках это чудо часто представлено лаконично, как двухфигурная сцена. Иконографические типы изображения Христа в этот период только начали формироваться: Христос изображался и как средовек (с бородой и длинными волосами) и как безбородый юноша. Последний иконографический вариант на языке античного искусства передавал идею вневременности и вечности Божества: Христос изображался как вечно юный Бог. В руке Спасителя легкая тросточка — атрибут чудотворца, понятный для людей того времени символ совершаемого чудотворения. В античном искусстве с этим атрибутом, от которого происходит сказочная волшебная палочка, изображали, например, Гермеса.

1

Фреска катакомб Джордани. IV в. Рим

Фреска катакомб Петра и Марцеллина. 2

2-ая пол. III — 1-ая пол. IV в. Рим

В иконографии тросточка, которой Господь касается Лазаря, сначала превращается в короткий жезл, а после вообще исчезает как лишняя деталь. Богу для свершения чуда не нужен инструмент, достаточно Его собственной воли. Кроме того, в процессе развития христианского искусства линия, которую можно условно назвать «реализмом», возобладала над аллегорическими формами. Было определено, что людей и события следует изображать такими, какими они были в евангельской истории, а не посредством каких-либо символов и аллегорий. В тексте Евангелия от Иоанна совершенно четко указывается на обращение Спасителя к Богу Отцу и приведены Его слова «Лазарь, иди вон!» (Ин. 11:41-43), других подробностей процесса свершения чуда не приводится. Следовательно, жезл — деталь недостоверная с точки зрения текстологии и совершенно лишняя с точки зрения догматики.

Обвитая пеленами фигура Лазаря часто представлена в масштабе. Прием уменьшения фигур постоянно применялся в раннехристианском искусстве при изображении чудес. Гробницу римские художники изображают так, как выглядели погребальные сооружения в греко-римской культуре: небольшое здание (эдикула) с фронтоном и колоннами.3

Фреска катакомб на Виа Латина(Catacomba di Dino Compagni). IV в. Рим

Композиция фрески катакомб на Виа Латино дополнена фигурами апостолов и народа. Характерной особенностью рельефов некоторых саркофагов является изображение сестры Лазаря, припадающей к ногам Христа.

4

Фрагмент саркофага. 325-350-е годы. Музей Пио-Кристиано, Ватикан

Художники из восточных провинций империи гробницу изображали так, как она выглядела, то есть, как пещеру в скалах. Со временем композиция становится все более повествовательной, наполняется деталями. Изображаются Марфа и Мария, иудеи открывающие гробницу, человек, снимающий пелены с воскрешенного. Некоторые персонажи закрывают краем одежды носы — так иллюстрируются слова Марфы «Господи, уже смердит; ибо четыре дня как он во гробе» (Ин. 11:39).

052

Миниатюра Евангелия из Россано. VI в. Музей Диочезано, Россано, Италия. Фрагмент

5Саркофаг. IV в. Церковь Сан Витале, Равенна, Италия

6

Саркофаг. IV в. Церковь Сан Витале, Равенна, Италия

081-580x589

Донце поминального сосуда. IV в. Музей Пио-Кристиано, Ватикан

092-580x430

Резная панель двери церкви Санта Сабина. V в. Рим. Фрагмент

11-580x409

Мозаика церкви Сан Аполинаре Нуово. 530-е годы. Равенна, Италия

12_tokali_kilise_gereme_-X-XI_v-580x386

Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция

134-388x600

Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

144-418x600

Миниатюра Трапезундского Евангелия. Византия. Константинополь. Середина XII в. Музей Уолтерса, Балтимор, США

154-509x600

Икона-эпистилий. 2-ая пол. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

163-434x600

Пластина бронзовых дверей. 1170 — 1220 г. Кафедральный собор г. Беневенто, Италия

174-433x600

Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227-1238 г. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент

194

Икона из праздничного чина иконостаса новгородского Софийского Собора. Ок.1341г. Фрагмент

Особенности богослужения

Суббота Лазарева по своему богослужебному устроению является совершенно особенным, ни на что не похожим, днем. Накануне в пятницу, как и во все пятницы Великого поста, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Поскольку эта литургия всегда служится на вечерне, начинается вечерней, суббота Лазарева начинается уже в пяток вечера. На приходах Преждеосвященную служат в пятницу с утра, и это уже является началом богослужебного дня Лазаревой субботы. С этого дня отлагается богослужение по Минее до понедельника Фоминой седмицы. Легко понять, что это не является каким-то формальным установлением, а в этом заключено указание на то, что никакое прославление святых сейчас уже неуместно — наступил такой период, когда все сосредоточено на одном, поэтому все богослужение в этот период осуществляется только по Триоди. Исключение составляет праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который обязательно празднуется, на какой бы день Страстной или Светлой седмицы он ни пришелся в этом году.

Суббота Лазарева и следующая за ней Неделя ваий до некоторой степени являются единым праздником: они имеют общий тропарь, посвященный событиям этих двух дней. Кроме того, некоторые части воскресного богослужения, которое невозможно совершать в Неделю ваий, т.к. это Господский двунадесятый праздник, перенесены на субботу.

Итак, утреня, совершаемая в субботу Лазареву, содержит несколько воскресных текстов — тех, которые при обычном порядке богослужения поются только в воскресный день и являются непременной частью воскресного всенощного бдения. Так, после 17 кафизмы поются знакомые воскресные тропари по Непорочнех Ангельский собор удивися. Но что еще более удивительно — в Лазареву субботу поется Воскресение Христово видевше — тот текст, который мы поем только по воскресным дням и в период празднования Пасхи. Суббота Лазарева — это день, когда мы уверяемся во всеобщем воскресении «прежде страстей» Христовых, и еще прежде Его восстания видим Воскресение Христово в воскрешении Лазаря. После пения канона возглашаются стихи «Свят Господь Бог наш» — это текст воскресной службы. Хвалитные стихиры поются на 8, как в неделю, а их Богородичен «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» взят из воскресной службы. За предписаниями Устава стоит стремление явить нам содержание события и его истинный смысл. Служба является по сути воскресной, и Лазарева суббота предвосхищает радость Пасхи. Богослужебные тексты недвусмысленно свидетельствуют о воскресном характере богослужения этого дня.

В эксапостиларии этого дня, читаемом на Слава, и ныне, звучат слова ап. Павла (1 Кор. 15, 55), которые мы скоро услышим в ликующем Пасхальном слове Иоанна Златоуста: «Лазарем тя Христос уже разрушает, смерте, и где твоя, аде, победа? Вифании плач ныне на тебе проставляется; вси ветви победы Тому принесем». Этот текст являет нам единство Лазаревой субботы и Пасхи, Лазаревой субботы и Недели ваий.

Напоминая нам внешнюю канву событий, богослужебные тексты вскрывают их глубинный богословский смысл. Некоторые останавливаются на свидетельстве о двух природах Христа — человеческой и Божественной. Так, синаксарь предваряется такими стихами: «Рыдаеши, Иисусе, сие смертнаго существа; оживляеши друга Твоего, сие божественныя крепости». То, что Ты, Господи, оплакиваешь Лазаря, проявление «смертного существа», воскрешение друга — свидетельство Божественной силы.

В день Лазаревой субботы совершается литургия Иоанна Златоуста своим обычным порядком, но поется не Трисвятое, а Елицы во Христа крестистеся. По возгласе Изрядно о Пресвятей… поется задостойник, хотя Типикон о нем умалчивает.

Примечание. На трапезе разрешается вкушение рыбной икры (Типикон, гл. 49, «В субботу святаго и праведнаго Лазаря»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Контакты:

    Священник Илья Пиэсис
    +7 929 546 83 90
    Заказать экскурсию,
    посетить храм
    +7 977 365 87 69
    +7 916 957 13 23