13 февраля Престольный праздник

13 февраля. Престольный праздник в честь св. мучеников и бессребреников Кира и Иоанна.

13 февраля (память святых) и 11 июля (перенесение мощей) празднуется  память св. мучеников и бессребреников Кира и Иоанна – престольный праздник нашего храма. На фото показан иконостас северного придела храма Преображения Господня в селе Остров. В 1762 г., по случаю восшествия на престол Екатерины II, в царском храме Преображения Господня были переосвящены приделы: северный – во имя Кира и Иоанна, в день памяти которых (28 июня/11 июля)  Екатерина была провозглашена самодержицей, а южный – во имя Великомученицы Екатерины, святой покровительницы императрицы.

Св. угодник Божий Кир родился и получил воспитание в египетской стране, в г. Александрии. По своим познаниям они был знаменитый врач и исцелял телесные болезни совершенно бесплатно, а своими боговдохновенными речами и примером своей добродетельной жизни врачевал душевные недуги людей. Приходя к больным, он излагал им не советы врачей Галена, или Гиппократа, но наставления св. апостолов о том, как сохранить себя от греховных недугов, которые бывают причинами телесных болезней: болезни душевные – суть более тяжкие недуги по сравнению со всеми болезнями тела; когда душа тяжко страдает грехами, то часто случается, что и тело подвергается тяжкой болезни, попускаемой Богом в наказание за грехи. Так поучая больных, а равно, проповедуя им и Божественное учение, Кир многих язычников привел к познанию Бога истинного и сделал их христианами, уврачевав своим замечательным искусством их души и тела.

В это время царствовал нечестивый царь Диоклетиан, воздвигший гонение на христиан. Славный александрийский врач Кир был обвинен пред начальником города в том, что он – христианин и многих наставляет в христианской вере; начальник повелел тотчас схватить его. Кир, узнав об этом, бежал из из египетской страны и пришел в Аравию. Это он сделал, не из страха мук, или смерти за Христа, но частью — последуя словам Христовым: «когда вас гонят в одном городе, бегите в другой» (Мф.10:23), частью из желания продолжать свою помощь ближним, а частью желая лучше приготовить себя к страданиям за Господа своего в иноческом звании. По прибыли в Аравию, он тотчас принял иноческий ангельский образ. Прибытие его в Аравию произошло по особому Божьему промыслу, чтобы он и там привел многих к Христу, избавил от греховного служения идолам, и наставил их на путь спасения. Оставив врачебное искусство, он получил от Бога дар чудотворения, и уже не лечением и травами, а молитвами и словом исцелял всякие болезни. Чрез его чудотворения прославлялось имя Христово и множество идолопоклонников, оставляя свои заблуждения, обращались к Христу, Истинному Богу.

В это время жил в г. Едесе (Киликия, юго-вост. обл. Малой Азии) Св. Иоанн, благочестивый христианин, имевший почетное воинское звание. Когда началось Диоклетианово гонение на христиан, он оставил свое воинское звание и славу мира, отечество, дом и родных, богатство, – все это считая суетою, и пришел в Иерусалим, где, по прошествии некоторого времени, услышал о Кире и о совершаемых им чудесах, слава которых распространилась повсеместно. Он имел сильное желание видеть Кира и жить вместе с таким великим угодником Божьим. Для сего Иоанн отправился прежде всего в Александрию, отыскивая Кира, но, не нашедши его там, усердно расспрашивал, где он. Затем, узнав, что Кир живет в Аравии, Иоанн поспешно отправился туда и, нашедши его, привязался к нему всею душою и был как самовидцем его чудес, так и усердным подражателем его добродетельной жизни.

В то же самое время была схвачена, для истязания за имя Христа, одна боголюбивая женщина, по имени Афанасия, со своими тремя дочерьми: Феоктистою, Феодотией и Евдоксией, и была отведена в город Каноп (город в Нижнем (северном) Египте), в котором жил языческий жрец Кассиан, а градоправителем был Сириан. Услышав об этом, Кир и Иоанн стали опасаться, чтобы отроковицы не отпали от Христа, как вследствие страха пред угрозами мучений, так и вследствие соблазна льстивыми обещаниями, – тем более что они были очень юны: старшей из них Феоктисте было 15 лет, второй – Феодотии 13, а младшей Евдоксии – 11. Кир сомневался и относительно твердости матери их Афанасий, опасаясь, как бы она, ради дочерей, – чтобы не подвергнуть их тяжким мучениям и не видеть беспощадно проливаемой их крови, не склонилась к языческому нечестию; т. к. как матери, повинуясь естественному чувству, болеют сердцем о детях своих. Поэтому он отправился в тот город, чтобы утвердить в исповедании Христовой веры отроковиц и матерь их и подготовить их к безбоязненному и мужественному перенесению мучений. За Киром последовал и Иоанн, оба они отправились в г. Каноп. Явившись к Афанасий с дочерьми, находившимся в заключении, они обширными вдохновенными речами утверждали их в любви к Господу Иисусу Христу, и убеждали их ревностно предать за Него свои души. Об этом тотчас было донесено правителю Сириану. Один из язычников пришел к нему и сказал: — В нашем городе явились какие-то новые и никому неизвестные люди: один в иноческой одежде, а другой в воинской. Они убеждают взятых дев не покланяться нашим богам, но оставаться в своей нечестивой вере, а также не повиноваться царским повелениям. Они убеждают их почитать одного некоего Иисуса и Ему воздавать Божественные почести, пренебрегая смертью. Услышав об этом, Сириан исполнился ярости и повелел схватить обоих мужей и привести к себе. Кир и Иоанн были немедленно схвачены и представлены Сириану на допрос. Посмотрев на них, он спросил: — Подлинно ли вы, окаянные враги наших богов, стараетесь обольстить девиц и всякими ухищрениями увеличить число христиан для уничижения царя нашего? Если вы доселе были безумны, то теперь оставьте вашу ложную веру, исполненную всякого волхования, и постарайтесь умилостивить богов молитвами и жертвами, чтобы не только избавиться мук, приготовленных для вас, но и удостоиться от нас почестей. Если же не сделаете этого, то узнаете ярость и неумолимый гнев не только Сириана, или Диоклетиана, но и самих богов, которых вы хулите. На это Кир и Иоанн отвечали: — Мы не имеем обычая говорить много. Знай твердо, что мы ни пустых ваших почестей никогда не захотим, ни Христа не отвергаемся, хотя бы нам пришлось и пострадать за Него. Тогда Сириан воспламенился еще большею яростью, заскрежетал зубами и сказал: — Вам, нечестивым, следовало бы быть благодарными судье за человеколюбие. Если в вас есть сколько-нибудь разума, откажитесь от своего заблуждения, чтобы избавиться грозного наказания. Но так как я не вижу у вас ничего другого, кроме гордости, непокорства и высокоумия, то нечего тратить время; нужно скорее взяться за дело. Тогда вы получите и желательную вам награду, и царскому повелению, хотя бы и против воли, покоритесь. Сказав это, он велел привести девиц с матерью и начал различными способами мучить пред ними Кира и Иоанна: бил их бичами, сокрушал кости толстыми палками, опалял свечами, а обожженные члены поливал уксусом и посыпал солью, после чего обтирал их острыми рубцами власяницы, – ноги же обливал кипящею смолою. Употребляя на них все, изобретенные яростью, средства мучительства, он не оставил ни одного из них, чтобы отомстить им за смелость и сломить их мужество, а также устрашить юных девиц и мать их, смотревших на лютые мучения. Но ни в чем не имел успеха богомерзкий мучитель: ни мужества св. страстотерпцев он не поколебал, ни девиц и их матери устрашить не мог. Тогда он повелел развязать святых и начал мучить Афанасию и ее дочерей. После долгих мучений, он исполнился великого стыда, так как немощной женский пол в мужественном перенесении страданий ничем не отличался от стойких и непреклонных духом св. мужей – Кира и Иоанна. Они имели ту же веру и любовь к Христу, те же муки перенесли за Него, то же самое мужество, при Божьей помощи, обнаружили. Они страдали как бы в чужом теле, нисколько не обращая внимания на муки. Они обращали свои взоры к возлюбленному Жениху своему, Христу Богу, Который взирал с высоты Своей славы на страдания невест Своих и подавал им Свою помощь. Мучитель, повелев отвязать св. мучениц от орудий страдания, осудил их на усечение мечом. Они; шли на смерть с радостью, как бы на брак. Всем им: блаженной матери Афанасий и ее трем благословенным дочерям: Феоктисте, Феодотии и Евдоксии, были отсечены мечом их честные главы.

im4338

После казни мучениц, св. Кир и Иоанн снова были подвергнуты допросу. Мучитель обратился к ним с пространною речью, как бы обнаруживая заботу о их здоровье, показывал дары, обещая новые мучения и, наконец, угрожая смертною казнью. Когда он увидел, что напрасно потерял труд, то произнес такое окончательное решение: «Киру, последователю Галилейского Учителя, и Иоанну, его единоверцу, презревшим царское повеление и отказавшимся принести жертвы великим богам, повелеваем отсечь головы по закону царскому». Воины, взявши мучеников, отсекли им головы на том самом месте, где и св. девицы с матерью положили свои души за Господа своего, в 31-й день января. Мученическая кончина св. Кира и Иоанна последовала в 311 г. Тайные христиане, взяв их святые тела, похоронили их с почетом в церкви св. ап. и евангелиста Марка в отдельных гробах.

Благодаря распространению христианства, верующие и начали строить храмы в Александрии и по всему Египту. И когда патриарх Феофил пожелал выстроить в Конопе большую церковь во имя св. Апостолов, обретены были мощи св. чудотв. Кира и Иоанна. Спустя много лет, в царствование благочестивого царя Феодосия Младшего (408-450 гг.), Св. Кирилл, патр. Александрийский (412-444 гг.), по повелению Божьему чрез ангела, перенес мощи св. муч. Кира и Иоанна в селение, называемое Мануфином, для прогнания оттуда множества бесов. Это место расстоянии двух поприщ от Конопа. Здесь находилось древнее капище, бывшее обиталищем демонов; место это внушало всем ужас, так как здесь обитали многие нечистые духи. Впоследствии мощи святых были перенесены в Рим, а оттуда в Мюнхен.

В нашем храме имеются частицы св. мучч. и бесср. Кира и Иоана, которые выносятся для поклонения в день памяти святых мучеников.

Тропарь, глас 5:

Премудрии вселенней врачеве, / Кире и Иоанне, / от Бога приясте власть целити недуги душевныя, / вкупе же и телесныя, / и ныне молитеся / сохранити град и люди от одержащих зол/ и спасти молитвами вашими души наша.

Кондак, глас 3: 

От божественныя благодати дар чудес приемше святии, / чудодействуете непрестанно / вся наша страсти рукодейством секуще невидимым, / Кире богомудре со Иоанном славным: // вы бо божественнии врачеве есте.

Величание: 

Величаем вас, / святии мученицы и бессребренницы Кире и Иоанне, / и чтим честная страдания ваша, / яже за Христа // претерпели есте.

Молитва первая:

О, святые чудотворцы и врачи безмездные Кире и Иоанне, прибегаем к вам, от болезней наших страдая люто. Во дни жизни вашея проповедовали вы, яко недуг души тяжелее всех недугов тела и, егда душа грехами болезнует, часто и тело в болезнь впадает. Знаем мы, что болезнями от грехов очищаемся, умолите же, святые чудотворцы, Господа, да дарует Он прощение согрешений нам, слабым и беспомощным, в болезнях изможденным, да не погибнем, впавши в уныние. Ускорите на помощь нам и исцелите болезни наши, и мы в здравии, покаянии дни наши проведя, в мире окончим жизнь нашу и в день Судный с чистым сердцем предстанем пред очами Судии вселенной, Сердцеведца Бога. Егоже поем и славим во веки веков. Аминь.

Вторая молитва:

К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Кире и Иоанне, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем, мы недостойнии, преклоньше колена, прибегаем и, припадающе, усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатыя Своя милости; избавите нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Паки, припадающе, прилежно молим: испросите нам от Господа вся благополезная яже в животе нашем временнем, наипаче же ко спасению вечному належащая, да сподобимся молитвами вашими улучити кончину христианскую, безболезненну, непостыдну, мирну, и да избавимся от козней диавольских и вечныя муки, безконечнаго же и блаженнаго Царствия Небеснаго наследницы будем. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия; аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды, достойны покаяния, и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Контакты:

    Священник Илья Пиэсис
    +7 929 546 83 90
    Подготовка ко Крещению
    +7 915 016 16 56
    Заказать экскурсию,
    посетить храм
    +7 929 997 71 64
    +7 916 957 13 23